Ker_Laeda (ker_laeda) wrote,
Ker_Laeda
ker_laeda

Кудемская узкоколейка...

Наконец-то выдалась свободная минутка. Спешу запостить заметку о походе по Кудемской УЖД, которая уже больше недели висит у меня на рабочем столе в виде доковского файлика. Набросать-то набросал, а вот в ЖЖ запостить всё некогда.
И вот, свершилось ))


Узкоколейная железная дорога (узкоколейка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной (для СССР и России менее 1520 мм); подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм.
Википедия — свободная энциклопедия


Узкоколейки появились в нашей стране примерно где-то в начале восемнадцатого века. Строили их в основном как более дешёвую альтернативу железным дорогам со стандартной колеёй, для доступа в труднодоступные уголки планеты, туда, где не было других путей сообщения. Они дёшевы в обслуживании и более просты в прокладке. Подвижной состав проще в эксплуатации, и не требователен по многим параметрам к путям.
Сегодня по разным причинам узкоколейки постепенно вымирают и исчезают с карт нашей родины. Чаще, будучи порезанными на металлолом или просто заброшенными. Обсуждать причины в рамках этого поста нет желания, т.к. причинно-следственные связи приведут непеременно в политику, а развивать дискус на политические темы в своём ЖЖ как-то совершенно нет желания. Скажу лишь только одно, что в большинстве стран мира узкоколейки – предмет гордости, их восстанавливают, как памятники эпохи, за ними следят, и они неизменно представляют собой объект увлечения многих людей. Вот пара таких примеров:
1)Индия. Две горные УЖД: Дарджилинг – Силигури (открыта в 1881 году, протяжённость 86 км), и Нилгири - Маунтин Рейлвей (открыта в 1899 году, протяжённость 46 км). Обе включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Узкоколейка Дарджилинг – Силигури.
Источник: http://bigpicture.ru/?p=135964


2)Швеция. Roslagsbanan – городская узкоколейка, расположена в городе Стокгольм, открыта в 1885. Маршрут протяжённостью 65 км. включает в себя 39 станций. Самая старая ветка этой УЖД сохраняется и по сей день, как железнодорожное наследие.

Узкоколейка Roslagsbanan.
Источник: Википедия


3)Англия. Bure Valley Railway – самая длинная железная дорога узкой колеи в Норфолке, протяжённостью 14,5 км. Маршрут включает в себя 6 станций, проходит через 17 мостов. Открыта в 1880 году, действует как исторический объект с 1990г.

Узкоколейка Bure Valley Railway.
Источник: http://miniaturerailwayworld.co.uk/burevalley.html


Это собственно далеко не весь список узкоколеек, он достаточно шире, просто пост мой не только об истории узкоколеек в целом, или истории узкоколеек в России, поэтому углубляться в вопрос не буду. Если интересно, то есть специализированные ресурсы поклонников и исследователей УЖД в России, такие как: «Переезд.ru», «Сайт о железной дороге», «Кукушка.ру» и т.д.
Так вот к чему я это… А это я к тому, что как человек интересующийся железными дорогами, не могу со спокойной совестью пройти, или проехать мимо, встретившейся мне, очередной узкоколейки, всегда хочется разузнать о ней побольше и по возможности прогуляться или, при самом удачном стечении обстоятельств, прокатиться хотя бы немного. Вот так и произошло в один летний день во время турпоездки в Куртяево в позапрошлом году – грунтовка по пути к Онежскому тракту вывела нас на железнодорожный переезд с узкоколейкой, о которой я почти ничего не слышал.
Пораспрашивая знакомых тогда, удалось выяснить, что эта узкоколейка берёт своё начало от дороги на Нёноксу и уходит куда-то вглубь лесов, что там есть пара посёлков, а самой узкоколейкой пользуются местные жители для поездок на охоту, да по грибы, по ягоды. И действительно, в тот самый день мне посчастливилось заснять самодельную дрезину пронёсшуюся мимо нас на переезде.

И представьте, каково было моё удивление, когда совершенно случайно наткнувшись, на сайте исследователей узкоколеек, на статью о Кудемской УЖД (а именно так называется эта самая узкоколейка), я обнаружил, что она до сих пор действующая, и не просто действующая, а та из немногих, что поддерживается за счёт гос. бюджета, а не за счёт самовыживания, и работает исключительно как пассажирское сообщение.
История этой узкоколейки берёт своё начало с 1946 года. Предназначалась она главным образом для снабжения стройтреста № 203 Главсевзапстроя Министерства строительства СССР лесом, тресту и принадлежала. Узловой станцией была ст.Кудьма, именно на этой станции УЖД примыкала к «железке» стандартной колеи Северодвинск – Нёнокса (правда тогда Сев-ск носил название Молотовск). Постпенно с наращиванием объёма вывозимого леса развивалась и сама узкоколейка, так в 1948–1950 годах был построен участок Кудьма – Белое Озеро протяжённостью 33 км., а к 1967 году протяжённость магистрали увеличилась до 49 км. Появились такие станции, как: Водогон, Пихкалы, Белое Озеро, Палозеро.

Кудемская УЖД.
Источник: http://sbchf.narod.ru/

На станции Белое Озеро располагалось депо, водозаборная колонка и склады с топливом, станционное здание. Станция располагалась в одноимённом посёлке лесозаготовителей.
Палозеро представляло собой так же посёлок для обслуживания дальних лесозаготовок, располагался он на 7-м км 3-й ветки КУЖД.
В этот же период времени дорога, как и все лесозаготовки в этом районе, перешла в ведение Министерства лесной промышленности СССР, был образован Северодвинский ЛПХ.
К середине 80х годов протяжённость магистрали составляла уже 55 км., а к началу 90х – 66км. Заготовка леса в 80х шла очень быстрыми темпами.
Пассажирские поезда тогда курсировали два раза в сутки по направлению Кудьма – Белое Озеро (и обратно), и один раз в сутки по направлению Белое Озеро – Палозеро (и обратно).
Основной период упадка на узкоколейке начался с 1995го года, владельцем дороги тогда стало АО «Урзугалес», и продолжался до 2002го, когда «Урзугалес» ликвидировалось, а узкоколейка перешла в ведение администрации Северодвинска. Как раз в этот период времени был демонтирован и порезан участок Кудьма – Водогон, а участок Белое Озеро – Палозеро признан аварийным и непригодным для движения поездов. Посёлок Палозеро официально расселен и перешёл в статус нежилого (но там ещё остались дома у людей, которые в основном используются как дачи). Участок дороги на этом промежутке разобрать не успели, т.к. мост через реку Урзуга был признан непригодным для проезда. Ветка до Палозера и дальше (включая усы) физически сохранилась и используется местными жителями для поездок в само Палозеро, и по грибы, ягоды, на рыбалку да на охоту. Ездят на самодельных дрезинах («пионерках»), коих в тех краях больше чем велосипедов с мотоциклами, хотя последних тоже хватает.
Администрация города Северодвинска взяла дорогу на баланс, на ней сохранилось пассажирское сообщение на промежутке ст.Водогон – ст.Белое Озеро. Сама дорога поддерживается в достойном состоянии. Депо так и осталось в Белом Озере, правда уменьшилось в размерах, как и уменьшился подвижной состав. Теперь курсирует состав из 2х крытых вагонов ПВ-40 и одной пассажирской платформы (по необходимости цепляют вторую). В качестве рабочих лошадок выступают 2 тепловоза ТУ8-284.
Поезд курсирует один раз в сутки по направлению Белое Озеро – Водогон и обратно. Расписание на текущий момент у него следующее:
Водогон - Белое Озеро:
ПН, СР, ПТ - 17:00;
СБ - 16:00;
ВС - 18:30.
Белое Озеро - Водогон:
ПН, СР, ПТ, СБ - 8:00;
ВС - 16:30.
Стоимость проезда 30 рублей с человека.


Схема Кудемской УЖД.
Источник: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?photo_id=4286

В общем, я загорелся идеей прокатиться по этой узкоколейке, а так как поезд курсирует раз в сутки, то было принято решение оформить всё это в виде турпохода с ночёвкой в палатке. Любимая была не против, осталось только найти компанию безумцев любителей походов желающих к нам присоединиться )) Компания подобралась отличная (привет pzuikov), время назначено на субботу 18е августа.
От Архангельска до Водогона добрались на машине, дорожка там, конечно так себе, но проехать можно. И вот сюрприз погоды! На подлёте к Водогону начался сильный дождь. Вообще у меня очень своеобразные взаимоотношения с Северодвинском )) когда бы я туда ни приехал, всё время попадаю под дождь. Этот город у меня уже ассоциируется с чем-то пасмурным и хмурым )))
Когда подъехали к Водогону, дождь поутих, а у пирона уже стоял состав из одной пассажирской открытой платформы и двух ПВ-40, сам локомотив стоял чуть поодаль в тупике.


Состав на пироне ст.Водогон.


Стрелка обгонного пути ст.Водогон. Чуть поодаль стоит локомотив, за ним несколько платформ и тупик.



Вот он, тот самый "тупик". Дальше когда-то дорога шла на ст.Кудьма.



Тепловоз ТУ8.

Загрузились в первый вагон, в вагоне один человек все остальные места свободны (ещё бы, ведь мы перестраховались и приехали аж за 2 часа до отправления). Заняли места поудобнее, попили чая из термоса и пошли фоткаться. Сам вагон хоть далеко не новый но выглядит ухожено (латают, прибираются это видно), штатное водяное отопление заменяет печка «буржуйка» расположившаяся посредине вагона, места жёсткие, но мы люди привычные ))


Интерьер крытого пассажирского вагона ПВ-40.



Вид из окна на Водогон.



Небольшой перекус )

Вспомнили, что на Водогоне есть закладка геокешеров, пошли искать. Дождь к тому моменту и вовсе прекратился, но трава и деревья мокрые, тайник взяли, о чём оставили запись в блокноте тайника, правда брать от туда ничего не стали, а только положили свой сувенирчик.


Пока ходили за тайником, начал подтягиваться народ – дачники со своими нехитрыми катомками, мужики с кузовами… смотришь и понимаешь: «дорога живёт!» - это приятно осознавать.
Тут маленькая ремарка – совет: если соберётесь прокатиться делайте как мы, приходите за 2 часа до отправления, ибо к отправлению, поезд начал напоминать автобус в часы-пик ))) Это мы потом осознали, что решение прийти пораньше было мудрым )
Отправление у поезда точно по расписанию, минута в минуту. Тепловоз прогудел, и состав тронулся.






Места по пути следования поезда красивые. Есть моменты, где дорога проходит кабы сквозь дачные посёлки, аж чуть ли не по дворам, а есть где по берегу озёр, причём в буквальном смысле этого слова, от воды до рельс каких-нибудь 1,5 – 2 метра.


Радуга сквозь мутное окно вагона ) Очередной порыв дождя закончился!



Мы где-то тут... точнее там ) Лог пути сохранил, надо будет подправить карту в OSM на досуге.



Озёра Пихкальские - одно из тех мест, где железка проходит очень близко от воды.

По пути попадаются старые вагоны. Мосты, разъезды.
И вот, спустя полтора часа, мы на ст. Белое Озеро.
Атмосфера вполне себе деревенская. Много встречающих.


ст.Белое Озеро



Здание станции.













Паркинг ))
Вот такие вот дрезины "пионерки" и представляют собой основное средство передвижения в тех краях...



...модельный ряд которых весьма широк ) У кого на что фантазии хватает ))



"Лужа отражает небо, или небо отражает лужу?! Очнись, ты давно ходишь по небу!"

Немного передохнув, пофоткавшись, испив чайку и немного перекусив, перераспределили поклажу и двинулись дальше по, когда-то магистральной, ветке КУЖД.




Началась заброшенная часть узкоколейки...





Изначально наметили идти к реке Урзуге и искать место для лагеря там.
Но не дойдя до Урзуги где-то километра 2 встретили дедка, познакомились, представился Хотабычем )) Дедок мировой оказался, отговорил нас далеко идти, показал отличное место для лагеря на берегу озера. Там и остановились, попрощались с Хотабычем, тот пообещал ещё зайти попозже на чай.
Разбили палатку, развели огонь.






Начало темнеть. Решил попробовать местное озеро на клёв. Сразу же столкнулся с проблемой - к воде не подойти без резиновых сапог, я для экономии места и веса не взял с собой сапоги, в берцах идти мокрое дело, потому… пошёл босиком )) Очень интересный эффект наблюдается когда проваливаешься в болотный мох по колено – вверху вода холодная, а внутри слой горячей, причём, то ли из-за контраста температур, то ли и в самом деле так, но вода реально воспринимается как горячая, как будто ноги в тазике греешь ) Само озеро тоже тёплое, но искупаться не рискнул. Закинув несколько раз спининг меня постигло разочарование, ни одной поклёвки, видимо погода не располагала к этому. Услыхал уже знакомый голос Хотабыча, тот оказывается тоже ходил неподалёку с удочкой, нет, говорит, я уже час тут, хоть бы кто клюнул, хотя озеро рыбное. Дело дохлое, условия не те. Смотали удочки, пошли пить чай. За чаем Хотабыч поведал, что у него здесь не особо далеко срублена охотничья изба, посоветовал ещё парочку интересных мест, где можно лагерь разбить. Распрощались.




Стемнело окончательно, но ночь была тёплая комары, почти не беспокоили. Поужинали, посидели ещё часок-другой у костра, поболтали, и пошли на боковую.




Следующий день выдался пасмурным и более прохладным, периодически моросил мелкий дождь, но никто на него не обращал никакого внимания. Позавтракали грибовницей из грибов собранных поблизости. Хочется отметить, что места там грибные и ягодные, из ягод преобладает голубика и брусника, есть черника. Редко когда находится такое место, где с кустика брусники получается пригоршня ягод. А тут что ни куст, то горсть! Из грибов больше подосиновиков и маслят, так же попадается волнушка, груздь, подберёзовики, моховики и абабки.


Пообедали и начали потихоньку собираться в путь.


Ложка - брэнд )) IKEA нервно курит в стороне )))

Обратная дорога, как и водится, заняла «меньше» времени ) На станции уже стоял состав, в этот раз к нему уже добавили вторую открытую пассажирскую платформу, как оказалось, не зря.


Тут ещё один небольшой совет: Если это воскресение, приходите раньше, и не рассчитывайте занять место в крытых вагонах, там уже с ловкостью картёжника-шулера все места оказываются заняты «своими» по-моему ещё до подачи состава ))) Причём фактически вагоны пустые, но на каждом сидячем месте уже что-то положено, газетка, картонка, либо какой-то предмет одежды )) Поэтому тёплые вещи обязательны, ехать придётся на платформе. Впрочем, проехать именно на платформе советую настоятельно, впечатления от поездки на порядок ярче!


Депо в Белом Озере, общий вид.



Почти плацкарт )))



Скорее всего эти постройки тоже относились к депо... сказать сложно...





Поехали...



Карьер, и судя по состоянию действующий. Песок от сюда скорее всего используется для путевых работ.





Снова едем по берегу. Теперь фотка вышла более удачно - не мешали мутные стёкла.









Прибытие так же точно по расписанию, как и отправление. Почти минута в минуту.



Поезд постоял так с полчаса и тронулся обратно в Белое.



А мы остались грузиться в машину...

Итоги. Если вопрос стоит ехать или не ехать – ответ полюбому ехать! )) Не пожалеете. Либо ради удовольствия, либо с пользой (чего-нибудь пособирать/половить). Тем более, когда ещё выдастся случай прокатиться по настоящей живой пассажирской узкоколейке.
Tags: УЖД, походы/поездки/вылазки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments