Ker_Laeda (ker_laeda) wrote,
Ker_Laeda
ker_laeda

Category:

Малая Октябрьская железная дорога

Перебирал тут на днях фотки на телефоне с летнего питерского отпуска, и сей процесс натолкнул меня на мысль, что давненько я ничего не писал про УЖД. Правда, и полноценных походов на узкоколейки давно не было.
Однако находясь в Питере, я не мог не посетить Малую Октябрьскую железную дорогу, что, собственно, я и сделал. А теперь дошли руки, и до написания небольшой заметки о данной УЖД.
Вот, думаю, надо черкануть пару строк :)

Вообще, МОЖД относится к особой категории  узкоколеек – «ДЖД» (или «Детская железная дорога»).
Расшифровка кроется в самом определении  - это железная дорога для детей, только не в смысле, что это аттракцион для детей, и не игрушечная железная дорога, а скорее наоборот - практически полноценная железная дорога, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов, только работают на ней дети.
Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к «взрослым». На них используется такое же оборудование, и по максимуму приближенные правила эксплуатации железных дорог.
На ДЖД дети изучают теоретические и практические основы железнодорожных профессий.
Словом, ДЖД служит целям популяризации профессии железнодорожника у подрастающего поколения.
Все ДЖД являются узкоколейными. Ширина колеи ДЖД Советского Союза составляла, как правило, 750 мм. И как правило, на ДЖД используется тот же подвижной состав, что и на обычных узкоколейных железных дорогах. Так что технически – это полноценные УЖД, такие же, как, скажем, торфовозные или лесопильные, только с меньшей протяжённостью путей и немного иным назначением :)
История МОЖД берёт своё начало в далёком  1948 году. Тогда, 27 августа, она была открыта для пассажирского движения. На восьми с небольшим километрах пути располагалось три остановочных пункта - станции: Кировская, Зоопарк и Озёрная.
Подвижной состав состоял из трёх паровозов и девяти пассажирских вагонов.
               

Схема Исторической трассы МОЖД по состоянию на 1948 г. (источник).
         

ст.Озёрная, 1948г. (источник)
                     

Перегон Кировская–Зоопарк, 50-е гг. (источник).
                                                 
Первый тепловоз (ТУ-2) появился на ДЖД в 1958.
           
ТУ-2, ст.Кировская, 1962г. (источник).
         
В 1960 дорога получила очередное пополнение – 10 пассажирских вагонов (составы «Пионер» и «Сказка»).
Переломным для ДЖД оказался 1965 год. Тогда произошло первое сокращение протяжённости пути. Причиной тому послужил несчастный случай (произошедший годом ранее), который привёл к гибели людей (ДТП на одном из переездов). Поначалу дорогу вообще собирались закрыть, и уже было списали весь подвижной состав, за исключением тепловоза ТУ2, но в конце концов решение было изменено в пользу сокращения пути до 3,1 км. Убрали перегон ст.Кировская – ст.Зоопарк, оставив часть дороги – от ст.Зоопарк до ст.Озёрная. Станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую. Посередине оставшегося участка построили разъезд Юный. Главной станцией стала Озёрная.
Тогда же дорога получила два тепловоза ТУ-3 и была радиофицирована.
Местные жители тогда часто пользовались детской дорогой, как обычным общественным транспортом.
             

Схема Исторической трассы МОЖД по состоянию на 1965 г. (источник).
           
Позже, в 1982 году МОЖД получила ещё два – ТУ2, а изношенные ТУ-3 были списаны в 1985 и 1989 годах, соответственно.
         

ТУ-3, ст.Пионерская, 1982 г. (источник).
                                           
Так же, в 1988 году были заменены все пассажирские вагоны PAFAWAG на новые серии ПВ-51 производства Демиховского завода.
Так дорога существовала до начала 90х. Пока не стала «мешать» новым строящимся кварталам непростого жилья. Формальным поводом для очередного «урезания» её протяжённости послужила прокладка по нему городской теплотрассы, как бы нарочито пересекающая остатки бывшей насыпи ДЖД!
Так, на ближайшие восемь лет МОЖД уменьшилась до двух километров. Пропал перегон Пионерская–Юный и часть путевого развития станции Юный. Из-за чего сделалось невозможным обращение двух поездов, и один из составов встал на прикол. Сильно усложнились и маневровые работы с оставшимся составом.
Принципиально ситуация начала улучшаться лишь восемь лет спустя, когда в 1999 году руководство РЖД обратило своё внимание на ДЖД.
Началась реконструкция Малой Октябрьской.
28 августа 1999 года был открыт новый участок. Этот участок, протяжённостью 4,2 км, состоял из трёх перегонов: ст.Озёрная – пл.Шувалово, пл.Шувалово – ст.Лесная и ст.Лесная – ст.Береговая.
От Шувалово до Береговой путь был трёхниточным, т.е. это было как бы два пути: путь стандартной колеи (1520 мм) и дополнительный рельс, образующий путь узкой колеи (750 мм).
Такое решение 2 в 1 позволило сэкономить, используя существующие подъездные пути стандартной колеи к промзоне.
                   
Схема Исторической трассы МОЖД по состоянию на 1999 г.
               
И всё бы шло хорошо, если бы в 2000 году у «большой» Октябрьской железной дороги не помялось руководство.
Новому руководству ДЖД была не нужна, и в какой-то степени даже мешала. И как-то само собой так совпало, что работе МОЖД начали мешать. То тепловозы бутылками с зажигательной смесью закидают, то третий рельс на новом участке путейцы разберут. Так же «неизвестные вандалы» пытались сжечь станцию Юный.
Апофеозом всего стала отправка подвижного состава в «ремонт».
Так ДЖД вновь оказалась на грани закрытия, а земля должна была застроиться элитным жильём (да кто бы сомневался?!!).
В апреле 2014 года Правительство Санкт-Петербурга утвердило проект застройки территории, предусматривающий полную ликвидацию Северной трассы, но позднее исторический участок МОЖД всё же удалось отстоять.
В 2015 году на дорогу поступил тепловоз ТУ7А с Северной железной дороги.
           

Схема Исторической трассы МОЖД по состоянию на 2018 г.
         
Параллельно этими событиями в 2009 году началось строительство Южной трассы МОЖД, а уже 12 июля 2011 г. состоялось торжественное её открытие.
Новая трасса получила название Малой Царскосельской, т.к. её пути прошли частично по бывшей насыпи Императорской ветки Царскосельской железной дороги. Первой в России железной дороги, проложенной в 1837 году между Петербургом и Царским Селом.
Южная трасса МОЖД располагается между Купчино, и городом Пушкин (до 1918 года — Царское Село), имеет протяжённость примерно 11 километров, и включает в себя три станции: Молодежная, разъезд Юный и Царскосельская.
                 

Схема Южной трассы МОЖД по состоянию на 2018 г.
                   
У дороги появились несколько тепловозов ТУ-10.
А 1 июня 2014 года в эксплуатацию на южную трассу сдан паровоз Кп4.
Кроме всего прочего, в 2015 году парк ДЖД пополнился автомотрисой ПД1.
Своё посещение МОЖД мы решили начать с Северной трассы, а Южную оставить на следующий день, т.к. находятся они в совершенно противоположных частях города.
Добраться до Северной трассы достаточно просто. Едем до станции метро Удельная, обходим станцию и чешем в сторону проспекта Энгельса. Переходим проспект в на перекрёстке с улицей Елецкой (ну, или Енотаевской, смотря с какой стороны обойдёте метро), и на ближайшей остановке садимся на автобус №40. Едем шесть остановок до Новоколомяжского проспекта. Выходя из автобуса, сразу же сворачиваем направо и идём вдоль улицы Вербной, пока не увидим путь УЖД и тупик. Дальше осталось только немножко прогуляться вдоль путей до ст.Юный.
       
                             
     
Можно ещё добраться на электричке с Финляндского вокзала до ст.Озерки (до ст.Озёрная придётся ещё немного пройтись), но мне показался первый вариант проще (и экономичнее, т.к. у нас были безлимитные «Подорожники»).
Дорога работает с ЧТ-ВС, в период со 2 июня по 27 августа. Первый поезд отправляется со ст.Юный в 10:25, последний 16:37.
Стоимость взрослого билета – 75р., детского – 25р. Есть льготы.
       
     
Но билеты на ст.Юный не продают, касса есть только на Озёрной. Делаем следующим образом: до ст.Озёрная едем зайцами, там покупаем сразу по два билета на нос, и обратно отдаём проводнику все билеты разом :) Цена вполне приемлемая, можно прокатиться и в обе стороны.
Пришли задолго до поезда. Хорошенько осмотрели саму станцию, а в оставшееся время пошли погулять по району, благо там есть где.
         
         
Заснял небольшое видео с приходом поезда и маневровыми работами на ст.Юный.
                 
         
Это решение было спонтанным, потому снимал на телефон, и без каких-либо стабилизаторов (за качество строго не судите).
В состав запряжён ТУ-10, локомотив и вагоны, по виду, в отличном состоянии, как новые. Везде чисто.
         
       
В каждом вагоне в наличии проводник, как положено.
           
         
Посадку и отправление объявляют по громкой связи.
Загружаемся и поехали.
             
       
После лесовозных УЖД, где весь основной путь проходит по глухим лесам, езда в узкоколейном поезде по городу вызывает весьма необычные чувства :)
Непродолжительное время в пути, и мы прибываем на станцию Озёрная. Жаль, что так мало, но хорошо, что хотя бы это удалось сохранить!
Прибываем точно по расписанию, как положено.
На станции царит оживление.
         
   
Отстояв небольшую очередь в кассу, покупаем билеты, и идём осматривать станцию.
                       
               
Станция имеет достаточно разветвлённое путевое развитие, несколько стрелочных постов и смотровую яму.
             

Схема путевого развития ст.Озёрная по состоянию на 2018 г.
                     
             
На одном из путей был обнаружен второй состав и из пяти вагонов.
Второго локомотива видно не было, видимо, Северную трассу обслуживает один ТУ-10.
             
       
С сотрудниками ДЖД постоянно работают взрослые наставники.
           
       
Вскоре маневровые работы были закончены и мы двинулись в обратный путь.
На  этом посещение Исторического участка МОЖД можно считать законченным. Южная трасса завтра.
             
           
До Южной трассы МОЖД добраться несколько проще, ходить пешком придётся меньше, да и из общественного транспорта можно ограничиться только одним метро. Главное отыскать вход на территорию станции Молодежная.
Для этого нужно зайти в метро и далее сориентироваться по указателям, а потом не пройти мимо ничем не примечательной небольшой двери, дверь будет по правую руку от входных турникетов (точнее сказать, напротив них). Дверь на замок не закрыта, просто берём, и проходим :)
Самое интересное, что если вы приехали на метро, то сначала нужно будет из него выйти, а потом снова зайти, т.к. выход и вход не пересекаются.
Разобравшись с проходом на станцию, попадаем на вокзальную площадь. По правую руку будет вокзал, по левую – посадочные платформы.
       
   
Вокзал состоит из просторного холла с кассами и залом ожидания, и небольшого буфета.
       
   
Буфет не блещет богатым меню, но перекусить есть чем, ну или съесть мороженку (что мы и сделали).
Осмотрев вокзал, идём гулять по территории станции, и ждать прибытия поезда.
Южная трасса работает с ЧТ-ВС, в период со 1 июня по 29 августа. Первый поезд отправляется со ст. Молодежная в 10:00, последний 16:34.
Стоимость взрослого билета (в одну сторону) – 200р., детского – 50р. Есть льготы.
Тут уже значительно дороже.
           
       
Поскольку на двоих в обе стороны выходит уже приличная сумма, то решили сэкономить. Туда уехать на поезде ДЖД, а обратно на электричке.
Вскоре был подан состав во главе со вторым тепловозом ТУ-10.
Здесь всё так же, как и на Исторической трассе, добавить нечего.
 
Загрузились, поехали…
 
Поскольку Южная трасса находится практически на окраине, то по большей части виды из окна предстают достаточно однообразные и пустынные.
По пути УЖД пересекает несколько путепроводов: через ЖД пути, КАД, Московское шоссе и трассу М-11.
На разъезде Юный, нам встретился поезд «Сказка» с тепловозом ТУ-7А.
Классические тепловозы ещё в ходу на МОЖД – это радует.
         
           
Вскоре прибыли на станцию Царскосельская.
Станция Царскосельская обладает более сложным путевым рпзвитием.
 

       

Схема путевого развития ст.Царскосельская по состоянию на 2018 г.
             
На станции, кроме посадочных платформ, обнаружились: вокзал, депо и заправочная колонка для паровоза. Сам паровоз Кп4, стоял неподалёку. Так же, на подъездных путях к депо были замечены: тепловоз ТУ-2 и та самая автомотриса ПД1.
 

                     

                 

                       
Всё, теперь я увидел весь подвижной состав МОЖД воочию! :)
Жаль только на паровозе покататься не получилось.
А ещё там есть очень оригинальные тематические скамейки :)
             
   
Хорошенько обшарив территорию станции, выдвинулись в обратный путь, к платформам электричек.
Подведём итог.
Может быть, для ортодоксальных любителей узкоколеек ДЖД и не являются интересным объектом для посещений, но всем остальным крайне рекомендую это сделать. Масса позитивных впечатлений гарантирована :)


Tags: УЖД, достопримечательности, походы/поездки/вылазки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments